Моей Руси златые купола

Моей Руси златые купола,
смотрят в небо, попадают в душу.
Я обет любви своей дала,
и его ни разу не нарушу.

Я люблю тебя, Святая Русь!
В нищете твоей, в твоём богатстве.
Есть красивей земли, ну и пусть.
Здесь я обрела любовь и братство.

Как же мне всем сердцем не любить:
изумрудные твои леса и пашни?
Мне широких рек не переплыть,
не вернуться больше в день вчерашний.

Необъятная, родная Русь,
мне не обойти твои просторы.
Но зато, всем сердцем прикоснусь
к святости твоей, уставшим взором.

В родниках твоих воды напьюсь,
и вдохну всей грудью воздух милый.
В сотый раз в любви своей клянусь,
пока сердце бьётся...не остыло...

 София Киларь 

Звон колоколов...

Кто хоть раз слышал колокольный звон, помнит, каким трепетом наполняется душа при его звучании.

Издревле на Руси с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить себе древнерусский город в праздничный или воскресный день без колокольного звона. Колокола стали для русского человека одним из любимейших образов песен, сказок, преданий, поговорок и загадок.

«Громовой удар! Гул - и второй удар. Мерно, один за другим рушиться музыкальный гром, и гул идет от него… И вдруг – заголосило, залилось пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула!.. Это было половодье, хлынувшее потоками, заливающее окрестность… Колокольный оркестр…»

Голос колокола всегда был и будет понятен "без слов" – ведь он взывает к человеческой Душе. Колоколом созывали народ на вече, специальным "метельным" звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным "гласом” приветствовали царей и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки. Скольких заблудших путников и в буквальном, и в переносном смысле спасительный звон вывел на свет Божий!

Славянское язычество сразу приняло церковный колокольный звон. Колокола в сознании славянских народов стали символом грома небесного, который мог и покарать, и помиловать. Свадьбы на Руси были немыслимы без поддужных колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство.

Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. Колокола выстраивают свои голоса всегда в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон. Даже если голоса колоколов немного расходятся по нотам ("фальшивят") – то все вместе, в едином подборе, колокола словно "воспитывают" друг друга, звучат стройно, как одно целое (волна колокольного звона качается так, словно все это чудо творится не человеческими руками, а само по себе).

Русский человек "испокон веков" относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма). Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах, проблемах, бедах и вспомнить о Боге.

www.liveinternet.ru/users/olia_zelenina

Владимирская обл. Муром, Благовещенский мужской монастырь 1553г

Основан в 1553 г. царем Иваном IV Грозным.
Расположен на месте храма во имя Благовещения, поставленного, по преданию, родоначальником муромских князей Ярославом Святославичем.
Именно здесь была установлена привезенная им из Киева древняя греческая икона Богоматери, получившая название Муромской после явленного ею чуда, просияв "паче солнца ". Этому образу молился в храме Благовещения святой епископ Василий (1292), обвиненный муромскими "святогонами".
Спустя несколько столетий на этом месте обретены мощи святого князя Константина и его сыновей, и над ними по велению-Ивана Грозного возвели каменный собор.
В 1616г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками.
На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин.
В 1792 г. братия пережила опустошительный пожар, но каменные строения и основные святыни уцелели.
Во время нашествия Наполеона он стал приютом главных русских святынь - икон Иверской и Владимирской Богоматери.
Главная святыня монастыря - мощи Святых князей Константина, Михаила и Федора в одной раке, обложенной серебром. День почитания - 21 мая.
В советское время монастырь ликвидировали, но открыли здесь единственный приход в городе. В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен.


Ростов Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Собор св. Димитрия Ростовского 1801 г, Церковь Иакова 1836 г, Собор Зачатия св. Анны

Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю, основанному в конце XIV в. епископом Иаковом, насчитывается более шести столетий.
В его долгой истории немало славных страниц.
С середины XVII в. монастырь был приписан к Ростовскому архиерейскому дому. Во второй половине XVIII в. - получил титул ставропигии и поступил в прямое подчинение Святейшего Синода.
С последней четверти XIX в. обитель служила резиденцией викарных архиереев.
Подлинный расцвет Спасо-Яковлевского монастыря, начавшийся с середины XVIII в., был связан с причислением к лику святых ростовского митрополита Димитрия Ростовского, избравшего местом своего упокоения монастырский собор. Ростовский владыка явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в XVIII столетии.
У гроба святителя происходило множество чудотворных исцелений. Яковлевский монастырь стал центром паломничества для многих страждущих, стремившихся прикоснуться к обретенному источнику Божественной благодати.

В 1991 г. Спасо-Яковлевский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время его возглавляет Высокопреосвященнейший Кирилл архиепископ Ярославский и Ростовский — священноархимандрит монастыря, наместник обители игумен Серафим, монастырский духовник архимандрит Сильвестр.
С 2003 года на территории монастыря размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви.


Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Троицкий собор 1422 г

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (1392).
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла.
Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга.
В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.


Тихвин, Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь 1560г

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери(Одигитрии) (что в переводе с греческого означает “путеводительница”, “указующая путь”)., Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан.
Образ иконы был написан, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии.
В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него мановением Божием и перенеслась на Русь».
На этой святой иконе, ныне составляющей главную святыню монастыря, Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе; на Ее левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток.
Во время войны 1812 года сия икона дана была в благословение от Тихвинского монастыря Тихвинской дружине ополчения и по окончании похода возвращена в обитель; она же сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской войны.
Можно предположить, что первые три церкви были деревянными и сгорели одна за другой в 1390, 1395 и 1500 гг. В 1507 г. на их месте московский "нарядчик" Дмитрий Сырков и некий Фрязин на средства великого князя московского Василия III начинают строительство каменной Успенской церкви. Законченная в 1515 г., она стала главным строением деревянного ансамбля предшествующего времени. В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители.
В годы Великой Отечественной войны,гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (1982).
Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий.


Переславль-Залесский, Горицкий Успенский монастырь. Трапезная палата с Всехсвятской церковью, Успенский Собор.

Основан Горицкий Успенский мужской монастырь, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите.
В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.
Переславская епархия была образована в 1744 году.
Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.
В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться.
В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей. В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого.


Кострома. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Троицкий собор 1652 г.

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место.
Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс". В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.

В XVI столетии благодаря Годуновым было начато строительство монастыря в камне. Деревянные крепостные стены заменили на каменные с шестью башнями. Деревянный Троицкий собор был заменен каменным, с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста.

Над святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине - небесным покровителям царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Федоровны (родной сестры Бориса Годунова). Возводятся каменные звонница, кельи монастырского эконома и настоятельские кельи.


Переславль-Залесский. Красная площадь. Церковь Благоверного князя Александра Невского, Владимирский Собор, Церковь Петра Митрополита

Вяжищи, Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь

Николо-Вяжищский монастырь расположен в деревне Вяжищи (ударение на второй слог) , что примерно в 12 километрах к северу от центра Новгорода. С севера и запада обитель окружена нескончаемыми болотами, перемежающимися с переувлажненными лесами.
Монастырь основан в конце XIV века монахами Евфросином, Игнатием, Галактионом и пришедшим к ним священником Пименом, который стал впоследствии первым игуменом обители.
В 15-16 веках монастырь расцветает. Он владеет 2 000 гектарами земель, подворьем в Новгороде, пользуется рядом привилегий, освобождающих его от пошлин. Монастырь сильно пострадал во время польского нашествия, но позже возродился с новой силой. Более того, он даже обзавелся филиалами: "в 1679 году к обители был приписан Николаевский Понедельский монастырь, а в 1684 - Спасский Сяберский".
В 17 веке в Вязищах были воздвигнуты сказочно красивые храмы - Никольский собор с высоким крыльцом и крытым гульбищем (постороен в 1685 году) и трапезный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (построен в 1698 году). В библиотеке обители насчитывалось 175 старинных подлинных грамот.
В 18-19 веке стала использоваться как монастырская тюрьма. Следует отметить, что тюрьма была специального назначения. Здесь содержались в заключении священники и монахи за "ложное сказывание слова и дела", "непристойные духовному сану поступки", и все в таком же роде.
В лихолетье гражданской войны 8 съезд Советов Новгородской губернии постановляет:
"Поручить Новгородскому губисполкому все монастырские помещения в течение месяца в Новгородской губернии передать для нужд социального обеспечения, а монахов, как сословных паразитов, сдать в тыловое ополчение".
И начала разрушаться монастырская ограда, пришел в ветхость братский корпус, кощунственные руки пытались вырвать из стен трапезного храма чудесные изразцовые плиты. Лишь несколько деревянных домов остались от слободы некогда знаменитого монастыря.
В 1920 году монастырь закрыли, а его постройки передали соседнему колхозу, который в то время остро нуждался в помещениях для зернохранилища, гумна и картофельной ямы, слесарных мастерских и кузницы. Возводившие монастырь монахи не планировали въезд внутрь на телегах и машинах, в этой связи, колхозники внесли некоторые изменения в конструкцию стен, а именно пробили новые въезды. Здесь же, в монастыре, организовали школу.
После Второй Мировой войны начались работы по реставрации монастыря. Они шли с переменным успехом с 1958 по 1984 год, а с 1989 года монастырь возвращен Русской Православной Церкви.
6 октября 1995 года монастырь возведен в ранг ставропигиального.
В Николо-Вяжищском монастыре находятся четыре церкви соединенные между собой другими постройками. Действующая церковь одна - святого Евфимия. Еще три: святого Николая архиепископа Мир Ликийских, трапезная церковь Иоанна Богослова и Вознесения Господня.
Монастырь отличается большим количеством изразцов, украшающих его стены. Красивым выглядит и переход от здания, в котором расположено две церкви (внизу - "нижний" или Евфимиевский храм, наверху - Никольская церковь) В соборном храме покоятся под спудом мощи преподобного Евфимия, архиепископа Новгородского ; здесь же находится чудотворная икона святителя Николая, современная основанию монастыря.


Переславль-Залесский, Никольский женский монастырь. Звонница, Смоленско-Корнилиевская церковь 1705 г.

Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель.
Вскоре, в 1382г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение. В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней.
В 1704г. в Никольский монастырь был прислан будущий архимандрит Питирим, при поддержке Петра I начавший активную борьбу с раскольниками и продолжавший ее до самой смерти, до 1738г.

В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца (1680-1721гг.) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко выступающими апсидами и широкими оконными проемами. В 1693г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны.
Долгое время монастырь занимала животноводческая база.
Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря.
Основанный как мужская обитель, он по предложению переславского гражданина А.Варенцова в 1899г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел.
В наши дни там тоже располагается женский монастырь. Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь. Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761г. и простояла до 1903г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.

После передачи монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу.


Углич, Церковь царевича Димитрия 1692г.

На гербе Углича можно увидеть следующее изображение: царевич князь Дмитрий в царском одеянии, шапка княжеская с крестом, в правой руке у него нож, под пазухой левой руки ягненок.
Поле красное, наряд и шапка у него золотые.
Это изображение символизирует кончину царевича Дмитрия, что является одним из самых знаменитых и трагических событий в истории города. После того, как умер Ивана Грозный, правление Русским государством перешло в руки боярина Борис Годунов, которому удалось отстранить от престола Федора Иоановича — старшего брата царевича Дмитрия. Но для того, чтобы совершенно укрепить свое положение на троне, ему нужно было избавиться от законного наследника, им был малолетний царевич Дмитрий.
Чтобы осуществить свои цели Борису Годунову пришлось отправить царевича вместе с матерью в город Углич, находящийся далеко от царского двора. Но это ему не помогло добиться своих планов. И тогда-то Годунов отважился убить малолетнего царевича. В 1591 году Дмитрий скончался от ударов ножом в горло и скинут с лестницы.

Очевидцем этого ужасного преступления оказался пономарь соборного храма. Он собрал жителей со всего города ударом в набат. Люди самовольно разделались с убийцами. Но Борис Годунов смог уверить царя Феодора Иоанновича в том, что царевич Дмитрий якобы был недужен падучей болезнью и умер, совершенно случайно наткнувшись на нож. Не исключают вероятность этой версии и некоторые историки. Царевича Димитрия похоронили в дворцовом храме в честь Преображения Господня, а на месте его гибели выстроили церковь «царевича Димитрия на крови».


Псков. Кремль.

Кремль расположен в центре современного города на узком высоком скалистом мысу при впадении р.Псковы в р.Великую и занимает площадь размером 3 га формой, напоминающую сильно вытянутый треугольник в направлении север-юг.
Деревянные стены Кремля возводятся в VIII - X вв., в X - XIII вв. появились первые каменные укрепления, после чего началось строительство новых башен Кремля, усиление крепостных стен и их наращивание в высоту.
До ХII в. на территории Кремля были еще жилые здания. С ростом городского посада в ХIII-XIV вв. из Кремля исчезают жилые здания и он становится только административным и общественным центром.
Первоначально Великие ворота находились на 5 - 6 м ниже сегодняшнего уровня. Из чего можно сделать вывод о мощи Персей (первая каменная стена Кремля с южной стороны), высота стен которых превышала 20 м. Глубокий ров - Гребля, - проложенный псковичами параллельно подножию Персей, превратил Кремль в неприступную крепость. В Кремле никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия, стояли клети.
На северной оконечности Кремля стоит 5-ти ярусная башня Кутекрома высотою 30 м., её средний диаметр - 10.5 м. Завершается башня деревянным шатром со сторожевой вышкой. Протяженность восточной стены Кремля 435 м; западной - 345м. Обследование западной и восточной стен кремля показало, что строились они одновременно с возводимыми башнями в XIV-XV вв. В ХV в. Кремль был окружен кольцом каменных крепостных стен с башнями: Смердьей, Кутекромы, Снетовой и Середней. Южная стена Кремля - Перси со стороны Кремля имеет высоту 6 м, со стороны Довмонтова города - около 15 м. вследствие резкого перепада рельефа. Узкий скалистый мыс при впадении реки Псковы в реку Великую, где расположен Кремль, считается местом рождения г.Пскова, развившегося на основе более древнего славянского поселения. Встречаются находки, которые говорят о том, что человек обитал в этих местах во II-III тыс. до н.э. Постоянная забота псковичей об усилении Крома была не случайной: военная опасность, грозившая не только Пскову, но и всей Русской земле с запада, держала город в состоянии боевой готовности.
В 1701 г., готовясь к войне со шведами, Петр I приказал укрепить и модернизировать Псковскую крепость. В Кремле были возведены земляные валы в форме подковы, в вершине которой была башня Кутекрома. Верхние ярусы башни обрушили до уровня бастиона. Большие участки восточной и западной стен засыпали землей до уровня ходовых площадок.
В 1787 г. Псков был исключен из числа действующих крепостей. Засыпанные землей участки восточной и западной стены Кремля от башни Кутекрома постепенно разрушались. В 1701 г. были засыпаны остатки Митрополичьего двора, а в 1835 г. разобрана ветхая Благовещенская церковь, и вместо неё выстроен собор, простоявший до 1930 г. Сейчас на месте бывшего собора в 2003 г к 1100 -летию Пскова установлен крест с мемориальной доской.


Владимирская обл. Вязниковский район, Мстёра, Богоявленский мужской монастырь 1628г, Церковь Богоявления Господня 1687г

Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.
Новый храм был построен на месте старой обветшалой церкви в 1687 году. Храм стал усыпальницей рода Ромодановских.
По преданию в трапезной части храма (у западных врат) был ход под самую церковь, где происходили поминальные службы. князья Ромодановские делали в свой монастырь богатые вклады. Судьба многих из них к сожалению не известна.
В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов.


Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово. Свято-Боголюбский женский монастырь 1158г, Собор Боголюбской иконы Божией Матери 1866г

Собор Боголюбивой Божией Матери построен по проекту столичного архитектора К.Тона, и, как полагают некоторые современные специалисты, это его удачная "подработка",где он повторно использовал свои же чертежи храма Христа Спасителя в Москве. Отсюда и размах и масштаб и качество решений.
Помимо архитектурных достоинств храм был оборудован настолько совершенной инженерной системой воздушного отопления, что на сегодняшний день современными средствами и технологиями превзойти её эффективность за разумные денежные средства не преставляется возможным.
В советское время, до начала 1980х годов, собор использовался под Государственный архив кинофотодокументов, который и был заказчиком первоначальной проектной документации на ремонтно-реставрационные работы.
В начале 1990х монастырь целиком был передан Владимирской Епархии.
В 1985 году начата реставрация. Закончены фасады, повторно перекрашены главы, внутри собора завершена реставрация фресок на гигантской поверхности стен и сводов. По качеству и визуальному восприятию Боголюбовские фрески ничуть не уступают новодельным в храме Христа Спасителя в Москве.

Более подробно о монастыре можно ознакомиться здесь http://www.zagraevsky.com/bogolubovo.htm


Ростов Великий, Ростовский Кремль. Надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 г, Церковь Одигитрии 1693 г.

Ансамбль Ростовского кремля по своему первоначальному назначению представлял собой резиденцию архиереев Ростово-Ярославской епархии. Поэтому в древности его называли архиерейским или митрополичьим двором.
В настоящее время ансамбль делится на три относительно самостоятельные функциональные зоны: собственно архиерейский двор, примыкающую к нему с севера соборную площадь и с юга - Митрополичий сад. Главной доминантой ансамбля является Успенский собор - старейшее здание города.
Фундаменты этого храма, глубиной 5 метров, опираются на самые незапамятные слои ростовской земли. Крест кафедрального собора возносится на высоту 60 метров, освящая собой весь Ростов Великий. Храм построен на месте своих белокаменных предшественников ХII-ХIII вв. в 1508-1512 гг.

Ростовский кафедральный собор - это еще и огромный каменный ларец, в котором хранятся святые мощи угодников Божиих, просиявших в Ростове в течение многих веков. Это и гробница апостола Ростовской земли - святителя Леонтия, основавшего здесь христианство, и мощи святителя Исайи, преемника святителя Леонтия, и святые мощи святителя Игнатия чудотворца.
Большая часть дошедших до нас зданий кремля была построена много позже собора, в основном, в период правления митрополита Ионы 1652-1690 г.


Юрьев-Польский, панорама Михайло-Архангельского монастыря.

В самом центре Юрьев-Польского в кольце древних земляных валов XII в. располагается комплекс памятников архитектуры Михайло-Архангельского монастыря XVI-XIX вв.
Монастырь основан в XIII в. князем Святославом Всеволодовичем, но от построек того времени ничего не сохранилось. 1238 г. Михаило-Архангельский монастырь был разорен воинами хана Батыя, и восстановление его началось только в 1530 г.
Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Фёдоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское. Вместо деревянной ограды сооружена каменная стена с башнями, полностью перестроенными в XVIII в.
В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано.
Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор.
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д. Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.
Несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Здесь находится гробница князя Дмитрия Святославича, скончавшегося в схиме в 1269 году. При монастыре богадельня.


Нерехта. Собор Казанской иконы Божией Матери 1710г

До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века.
В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь.
Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части.
Пострадавший в годы "богоборчества" собор дошел до наших дней в сильно измененном виде: лишенный пятиглавия, апсиды, ограды и обстроенный поздними пристройками, он был приспособлен под хлебокомбинат.
Ныне наиболее полное представление о памятнике и его роли как в общегородской застройке, так и в ансамбле центральной площади дают лишь старые фотографии. В соборный комплекс входили ограда с часовней на северо-восточном углу (не сохранилась) и 60-метровая соборная колокольня, строительство которой растянулось на одиннадцать лет, начиная с 1837 года.
По своим архитектурным формам колокольня явилась подражанием колокольне в Костромском кремле, сооруженной по проекту С.А. Воротилова и поражавшей современников своей торжественностью и пышностью.
Роспись Казанского собора относится к 1780 году и выполнена М.А.Сопляковым с бригадой. Те фрагменты, что просматриваются из-под побелки, свидетельствуют о близости их к росписям Владимирской церкви. Выполнен проект реставрации собора, к осуществлению которого можно будет приступить после вывода из него хлебокомбината.

Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя, против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!
Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,
Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнку
Вот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас –
Прямо в души.
Всё призывней, всё сильней,
Всё набатней,
Всё соборней для людей,
Всё понятней.
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
Исполина
А вослед ему звучат
Говорливо
Колокольчиков-внучат
Переливы

/www.liveinternet.ru/

Веры крылА над российским жнивьём,
а куполА держат небо твоё,
чистое сердце и светлая грусть, -
всё это ты, моя милая Русь!

Русь моя,
ширь раздольная,
древних веков дыхание
и куполов сияние,
песня их колокольная...
БлАговест
над землёй звучит...
Я за тебя всегда молюсь...
Вечно живи, Святая Русь!
Пусть же Господь тебя хранит!

Звёзды несут тебе ласковый свет,
в мире роднее тебя просто нет!
край белоствольных берёз и рябин,
ты на планете такой лишь один...

Русь моя,
ширь раздольная,
древних веков дыхание
и куполов сияние,
песня их колокольная...
БлАговест
над землёй звучит!
Я за тебя всегда молюсь...
Вечно живи, Святая Русь!
Пусть же Господь тебя хранит!

Лидия Клочкова-Заруцкая

Урочище-Кузьминки,-Липецкая-обл.

ДВЕ МОЛИТВЫ

Глумился хам, ограбив старика:
«Ты душу, старый, злобою не мучай.
А я отправлюсь в Божий храм пока,
Чтоб замолить свой грех, на всякий случай».

Старик вздохнул: «Я злобы не таю.
Хочу и я в своей молитве тоже
Просить за душу грешную твою –
Прости её, Всемилостивый Боже!»

Был ясным мир, открытый всем ветрам,
И каждый в нём избрал свою дорогу…
Через грехи нас Бог приводит в храм,
Через прощенье – приближает к Богу.

Владимир Шадрин, г.Оренбург


Наверх
Возврат на главную